3.01.2011

Мультикультурализм, разнообразие и равенство

Уже много говорилось о недавнем выступлении Дэвида Кэмерона по поводу провала политики мультикультурализма. Как и следовало ожидать, левые осудили то, что было сказано, и бросились на защиту многокультурного общества. Беда в том, что существует большая разница между реалиями жизни в обществе с различными культурами и концепцией мультикультурализма.

В период правления новых лейбористов мультикультурализм был выдвинут на первый план, наряду с похожими идеями равенства и разнообразия.


Конечно, все это было частью мантры новых лейбористов "каждый является средним классом", которая в действительности никого не обманула, особенно рабочий класс. Идею класса подогнали под флаг мультикультурализма и многообразия. Вокруг этих идей пышно расцвела целая индустрия, которая плодила семинары и тренинги по "равенству и разнообразию", сосредоточенные на вопросах расы, гендера, сексуальной ориентации, инвалидности, даже религии, но класс был исключен из этого списка. Это не удивительно, учитывая, что мы живем в экономической системе, основанной на неравенстве и классовых различиях. Включить эту проблему означало бы поставить под сомнение всю основу неравенства, неотъемлемо присущего этому обществу. А это могло бы побудить людей задать неприятные вопросы.
Между тем, после 11 сентября, вторжения в Афганистан и Ирак "Лейбористская партия" обнаружила, что больше не может рассчитывать на голоса мусульманской общины, как это было раньше. Этот вакуум попытались заполнить левые политические группы, и в итоге мы получили странное сотрудничество между атеистическими марксистскими партиями и мусульманскими группами. Кончиться это должно было печально, и так оно и получилось.
Это означало, однако, что антирасистские и антивоенные движения с самого начала пошли на компромисс, пытаясь привлечь в свои ряды тех, кто не обращал внимания на более широкую постановку вопроса о равенстве, особенно в том, что касалось пола и сексуальности.

Тем, кто поднимал вопросы о проблемах в других культурах, либеральная и марксистская левая начали затыкать рот. Они хотели не просто мультикультурного общества, но такого, которое должно было бы уважать  все культуры, а любые критические замечания расценивались как евроцентризм. Лейбористское правительство в попытке вернуть голоса включило религиозные верования в свою мантру равенства и разнообразия.

Эта новая ортодоксальность выступила за признание того, что все культуры и образы жизни в равной степени хороши и имеют право на существование и что нет никакой беспристрастной или универсальной точки зрения, исходя из которой можно рационально оценить притязания всех отдельных культур. Утверждалось, что различные народы и культуры имеют разные ценности, верования и понятия об истине, и любые из них могут рассматриваться как правильные.

Однако этот подход является логически ошибочным. Если считать, что любая точка зрения, которую мы принимаем, вытекает из определенного образа жизни и исторической практики, которые составляют ее, то это должно применяться в той же степени и к мультикультуралистскому подходу.

Утверждается, что следует относиться с равным уважением к различным культурам и образам жизни. Но как мы можем этого достичь? Чтобы относиться к ним с одинаковым уважением, мы должны быть в состоянии сравнивать одно с другим, что, согласно мультикультуралистам, является попыткой навязать свою точку зрения. Принцип различия не может
предоставить какие-либо стандарты, которые  обязывают нас уважать "различие" других. На каком основании они могут требовать нашего уважения или мы требовать его от них? Очень трудно поддерживать уважение к различиям, не опираясь на определенные принципы равенства и социальной справедливости.

Идея равенства вытекает из того факта, что люди являются общественными существами. Являясь таковыми, мы обладаем способностью создавать различные культуры, но это не означает, что все культуры равны. С заменой идеи равенства людей идеей равенства культур отрицается возможность какого-либо социального равенства вообще.

Критическая особенность человеческого развития состоит в наличии у нас возможности для социального, морального и технического прогресса, с тем чтобы творить идеи, которые не просто разные, но часто также лучше (хотя иногда и хуже), чем идеи  предыдущего поколения или иной культуры.

Мультикультуралисты однако хотят, чтобы мы игнорировали идею изменения и развития и заменили ее  требованием уважения к другим культурам, неважно каким. Они хотят, чтобы мы адаптировали нашу позицию и систематизацию так, чтобы представляемая ими традиция поощрялась, а не критиковалась.

Так почему я обязан выказывать уважение к  культурам, чьи взгляды и аргументы я считаю реакционными и часто заслуживающими презрения?

Почему надо приноравливаться к отсталым, женоненавистническим, гомофобским утверждениям, которые, например, делаются некоторыми религиями? Почему мне нельзя мечтать о том, что такие культуры исчезнут, так же как я с нетерпением ожидаю исчезновения капиталистических, фашистских и авторитарных обществ? Как вообще можно додуматься до того, чтобы выражать им свое уважение, если они не уважают мои собственные взгляды?
В разнообразии как таковом нет изначально ничего хорошего. Оно может быть существенным, поскольку позволяет нам сравнить различные ценности, убеждения и образы жизни, выносить суждения о них и решать, что лучше и что хуже. Оно позволяет нам участвовать в политическом диалоге и приводить доводы в пользу более универсальной системы ценностей и убеждений, которые позволили бы расцвести истинной свободе и равенству и тем самым породили бы разнообразие таких стилей жизни, которые не сильно противоречили бы друг другу. Провал мультикультурализма в том, что он пытается подавить диалог и дискуссии и навязать ценностные суждения во имя "толерантности" и "уважения". Он не столько позволяет расцвести культурному разнообразию, сколько побуждает людей занять еще более жесткие и нетерпимые позиции.

Все это, конечно же, подводит нас к наиважнейшему факту, который, как кажется, преспокойно забыт приверженцами равенства и разнообразия. Мы живем в капиталистическом обществе, а оно по своей природе основано на неравенстве и зависит от него. Экономическое равенство не считается настолько существенным и ценным, чтобы о нем вообще заикаться. Класс игнорируется, поскольку каждому предлагают идентифицировать себя с одной из групп по интересам, со своей "общиной", к которой ты принадлежишь, с этнической принадлежностью, сексуальной ориентацией или чем-то в этом роде.

Наступление Кэмерона на мультикультурализм можно рассматривать как циничную попытку вернуть поддержку расистских правых, чтобы скрыть атаки против социальных услуг и попытаться замаскировать то экономическое дерьмо, в которое нас ввергло правительство Тори. Это старая политика "разделяй и властвуй", которая работала в прошлом, может быть теперь снова разыграна, благодаря одержимости либералов и левых идеями мультикультурализма.

Новые лейбористы пытались создать своего рода кодекс "британскости", теперь Тори предлагают свою, еще более шовинистическую версию. Тем не менее, они игнорируют то, что здесь, в этой стране, мы всегда имели различные культуры. Средний класс и аристократия всегда имели различные способы обделывать свои дела, и у них, соответственно, был
иной культурный опыт, чем у рабочего класса. Культуры развиваются и изменяются под воздействием различных влияний.

Многокультурное общество - это реальность, которую можно приветствовать, мультикультурализм же - абстрактная идея, которая не работает, потому что отрицает политическую и социальную реальность. Разнообразие означает признание того, что мы разные, но признает, что мы должны иметь нечто общее. Равенство означает подтверждение тех основных принципов, по которым не может быть компромисса. Мы не должны приспосабливаться к государственной идее разнообразия, капиталистического вырождения равенства как не должны перефразировать идею "британскости". Люди труда, независимо от культурного происхождения, имеют общие проблемы эксплуатации, а также дискриминации по линии расы, пола, нетрудоспособности, сексуальной ориентации.

Федерация Солидарности (Престон)

No comments:

Post a Comment